Для проведения инвентаризации основных средств (ОС) необходимо выполнить следующие шаги: 2
- Создать инвентаризационную комиссию. 3 В неё входят представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты (например, инженеры или экономисты). 3
- Издать приказ на проведение инвентаризации (по форме №ИНВ-22) и вручить его инвентаризационной комиссии. 3 В приказе конкретизируется порядок, какие объекты подлежат проверке, сроки проведения инвентаризации, причина, по которой она проводится, состав комиссии и иные сведения. 3
- Проверить до начала инвентаризации: 2
- наличие и состояние инвентарных карточек на объекты ОС; 2
- наличие и состояние технических паспортов и иной технической документации на ОС; 2
- наличие документов на ОС, сданные в аренду или взятые организацией в аренду или на хранение. 2 Если каких-то документов не хватает, нужно их получить или оформить. 2
- Распечатать для проведения инвентаризации описи ИНВ-1 отдельно на собственные основные средства и отдельно на арендованные. 2 В описях необходимо заполнить данные о наименовании, назначении ОС, инвентарных номерах, основных технических показателях. 2
- Комиссия производит осмотр объектов ОС и заносит в описи ИНВ-1 информацию о фактическом наличии объектов ОС. 2 При инвентаризации недвижимости (здания, сооружения, земельные участки, водоёмы) дополнительно проверяется наличие документов, подтверждающих право собственности организации на эти объекты. 2
- Если комиссия выявит объекты, не принятые на учёт, либо неверные данные в регистрах бухучёта, то в описи надо включить правильные сведения и технические показатели. 2 Неучтенные объекты оцениваются с учётом рыночных цен, износ определяется по действительному техническому состоянию. 2
- Если выявлены основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, на них составляется отдельная опись с указанием причин непригодности (порча, полный износ и т.д.). 2
По окончании проверки составляют инвентаризационную опись по форме ИНВ-1. 1 Если по итогам проверки выявлено расхождение между фактическими и учётными данными, формируют сличительную ведомость по форме ИНВ-18. 1
Также может потребоваться итоговая ведомость учёта результатов, выявленных инвентаризацией, по форме №ИНВ-26. 3
После вывода на бумажный носитель формы подписывают уполномоченные лица, и они обретают юридическую силу. 1