Чтобы провести анализ факторов внутренней и внешней предпринимательской среды, можно использовать следующие методы:
SWOT-анализ. 13 Определяет сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы, исходящие из его ближайшего окружения (внешней среды). 5 Для этого нужно:
- Определить общее направление развития: что производить, зачем, для кого, какую цель преследовать. 3
- Проанализировать свои слабые и сильные стороны, плюс рынок — то есть просчитать его возможности и угрозы. 3
- Построить матрицу SWOT: разносить четыре фактора по квадратам. 3
- Разработать план развития в зависимости от возможностей и угроз. 3
PEST-анализ. 3 Выявляет политические, экономические, социальные и технологические аспекты внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. 5 Для этого нужно описать четыре группы факторов, влияющих на конкретную организацию: 3
- политические (налоги, субсидии, госпрограммы, штрафы, пени); 3
- экономические (инфляция, рост и падение ВВП, падение рубля, падение и рост ключевой ставки); 3
- социальные (уровень жизни населения, рождаемость, смертность, миграция); 3
- технологические (влияние технологий и инноваций на бизнес, патенты, разработки и внедрение современного ПО и оборудования). 3
QUEST-анализ. 3 Учитывает связь и влияние факторов внешней макросреды друг на друга. 3 Для этого нужно:
- Выбрать факторы, которые могут оказать на предприятие влияние. 3
- Занести факторы в таблицу, в колонки и столбы, плюс выделить один столбец для вероятности. 3
- Оценить вероятность возникновения факторов. 3 Оценку дают эксперты, например внутренние сотрудники организации. 3 Обычно оценку ставят в виде балла. 3
- Построить связи между факторами. 3 Например, способна ли инфляция вызвать падение спроса. 3 Связи можно обозначать в виде линий или просто делать пометки в ячейках. 3