Анализ себестоимости продукции производится в несколько этапов: 1
- Изучение общей структуры отчёта. 1 Нужно ознакомиться с содержанием и структурой отчёта, чтобы понимать, какие компоненты входят в себестоимость. 1
- Анализ прямых издержек на материалы. 1 Следует сравнить соотношение стоимости материалов с их объёмом в течение нескольких последовательных периодов. 1 Например, если цена сырья растёт, а объём потребления при том же выпуске продукции уменьшается — это может говорить о повышении эффективности производства. 1
- Оценка прямых трудовых затрат. 1 Нужно оценить в динамике соотношение зарплаты к объёму произведённой продукции. 1 Если объём выпуска уменьшается, а затраты растут, это говорит о проблемах с производительностью. 1
- Исследование косвенных производственных затрат. 1 Нужно сравнить фактические косвенные затраты с теми, которые были заложены в плановый бюджет. 1 К примеру, рост затрат на электроэнергию может говорить о необходимости технического обслуживания оборудования. 1
- Поиск «бутылочных горлышек». 1 На этом этапе важно найти компоненты с наибольшим влиянием на себестоимость. 1 Это поможет определить, в каких областях стоит искать возможности для оптимизации. 1
- Сопоставление общей себестоимости с продажами. 1 Нужно рассчитать маржинальную прибыль и рентабельность. 1 Если маржинальная прибыль уменьшается, это может говорить о необходимости пересмотра ценовой политики или оптимизации затрат. 1
- Исследование динамики и сравнение с отраслевыми показателями. 1 Следует проанализировать в динамике себестоимость продукции в течение нескольких периодов. 1
Для анализа себестоимости продукции используются данные статистической отчётности, плановые и отчётные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учёта затрат по основным и вспомогательным производствам и т. д.. 2