Учёт инвентаря и хозяйственных принадлежностей в бухгалтерском учёте происходит следующим образом:
- Инвентарь и хозяйственные принадлежности, как правило, учитываются в составе материально-производственных запасов организации. 1 Согласно ФСБУ 5/2019 «Запасы», они отражаются в учёте по фактической себестоимости их приобретения. 1 Фактическая себестоимость включает в себя суммы, уплачиваемые поставщику, информационные и консультационные услуги, таможенные пошлины и иные платежи, возмещаемые налоги, затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. 1
- Для учёта инвентаря и хозяйственных принадлежностей используется активный счёт 10 «Материалы», а именно субсчёт 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». 1 На нём учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других аналогичных предметов, срок полезного использования которых не превышает 12 месяцев. 1
- Приобретение инвентаря оформляется и отражается в бухучете в обычном порядке, который предусмотрен для материалов: 2
- Дебет 10-9 Кредит 60 (76) — отражено поступление инвентаря на склад; 2
- Дебет 19 Кредит 60 (76) — отражён входной НДС по инвентарю, который поступил на склад. 2
- При отпуске инвентаря и хозпринадлежностей в эксплуатацию их стоимость списывается на соответствующие счета учёта затрат. 1 Способ списания (по себестоимости каждой единицы, ФИФО, по средней себестоимости) организация должна закрепить в своей учётной политике. 1
Если инвентарь по критериям срока и стоимости подпадает под определение основных средств, то затраты, связанные с его приобретением, учитываются на счёте 08 «Вложения во внеоборотные активы». 2 По завершении капвложений объекты принимают к учёту на счёт 01 «Основные средства». 2