Процесс трансфертного ценообразования заключается в установлении специальных цен на товары, работы или услуги в сделках между взаимозависимыми лицами. 23 Основное условие для применения трансфертных цен — наличие связи между контрагентами. 3
Процесс включает несколько этапов: 1
- Анализ контролируемой сделки. 1 Рассматривают предмет сделки, функции сторон и принимаемые ими риски. 1
- Определение метода обоснования рыночной цены. 1 Его выбирают с учётом выявленных особенностей контролируемой сделки. 1
- Определение дохода по сделке. 1 Рассчитывают доход исходя из рыночных цен и сравнивают его с фактическим доходом сторон по этой сделке. 1
Существуют несколько методов трансфертного ценообразования, установленных гл. 14.3 НК РФ: 3
- Метод сопоставимых рыночных цен. 3 Самый простой и распространённый метод. 3 Трансфертные цены устанавливают в соответствии с рыночными показателями. 3
- Метод цены последующей продажи. 3 Оценивают валовую рентабельность, которую получит организация от реализации товаров (работ, услуг) взаимозависимому лицу. 3
- Затратный метод. 3 Оценивают валовую рентабельность не последующей продажи, а затрат организации. 3
- Метод сопоставимой рентабельности. 3 Сравнивают операционную рентабельность по продажам, затратам, активам и другим показателям. 3
- Метод распределения прибыли. 3 Сопоставляют и распределяют прибыль, которую получают стороны после проведения сделки. 3
Выбранный метод ценообразования и расчёт рыночной цены необходимо обосновать документально. 2 В противном случае налоговики могут использовать иной метод. 2