Формирование современных рейтинговых систем происходит в несколько этапов: 1
- Определение целей. 1 Например, при формировании банковского рейтинга — определение надёжности банков, а при рейтинге вузов — выбор вуза у учащихся и качество образования. 1
- Формирование «дерева целей». 1 Оно отражает структуру иерархической подчинённости каждой цели и формирует критериальное пространство. 1
- Подбор набора показателей. 1 Показатели должны обладать свойствами полноты, функциональности, неизбыточности, декомпозируемости и доступности. 1
- Сбор информации. 1 Перед этим определяется аудитория. 1 Исходными данными служат независимые источники, например статистические данные. 1
- Составление коэффициентов важности критериев. 1 Вычисление коэффициентов происходит на основе метода парных сравнений, после чего данные обрабатывают. 1
- Анализ полученных результатов. 1 Он представляет собой описание итогов и оценку близости полученных ранжирований. 1
Экспертную деятельность выполняют либо специализированные организации (например, рейтинговые агентства), либо отдельные аналитики, ориентированные на исследование определённой ниши деятельности (в частности, специалисты управляющей или инвестиционной компании). 3