Ценообразование на мировых товарных рынках происходит с учётом конкретной рыночной ситуации. 1 Уровень цены на каждый товар зависит от соотношения спроса и предложения, а также уровня конкуренции на данном рынке. 1
За мировую цену принимают цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках. 1 Обычно это цены сделок между крупнейшими продавцами и покупателями или цены основных торговых центров, таких как Лондонская биржа металлов или Чикагская торговая биржа. 1 Остальные участники рынка при заключении сделок ориентируются на эти цены. 1
В зависимости от типа рынка ценообразование происходит по-разному: 1
- На рынке совершенной конкуренции, который характеризуется большим числом покупателей и продавцов и однородной продукцией, цены имеют тенденцию к сближению. 1 Этому способствует стремление продавцов получить максимум прибыли: продавец незначительно снижает цены, увеличивая объёмы поставок. 1
- На рынке чистой монополии, который характеризуется наличием одного-единственного поставщика товара, ценообразование диктуется монополистом. 4 Он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объёмами производимой продукции. 4
- На олигополистическом рынке, который представлен несколькими крупными производителями-поставщиками товаров, ценообразование происходит через негласные соглашения между фирмами о разделе рынков сбыта, ценах и объёмах производства. 1 Необходимость поддержания определённой стабильности на таких рынках привела к созданию международных картелей, определяющих ценовую политику и координирующих объёмы производства. 1
Цены на мировом рынке существуют в нескольких видах: 1
- Контрактная цена — цена, согласованная между продавцом и покупателем в процессе переговоров. 1 Она, как правило, ниже цены продавца, не меняется в течение всего срока действия контракта и является коммерческой тайной. 1
- Справочная цена — цена продавца, публикуемая в специальных справочных изданиях и в периодической печати. 1
- Биржевые цены — цены на товар, продаваемый на товарных биржах. 1 В основном это сырьё и полуфабрикаты. 1 Такие цены оперативно отражают все изменения, происшедшие на рынках. 1
- Аукционные цены — цены, установившиеся в результате торгов. 1 Они реально отражают спрос и предложение товара в данный период. 1
- Статистические внешнеторговые цены — средние цены, публикуемые в различных статистических сборниках. 1
Помимо экономических на цены могут влиять также политические или военные факторы. 1