Метод АВС-анализа позволяет классифицировать товарные позиции по степени влияния на прибыльность. 1 В результате анализа можно пересмотреть ассортимент и сконцентрировать усилия на товарах, которые формируют стабильный доход. 3
Алгоритм проведения АВС-анализа: 1
- Выбор однородной группы из ассортимента. 1 Например, правильнее сравнивать модели шуруповёртов, а не более широкую категорию «электрические инструменты». 1
- Определение ключевого показателя — выручка, маржинальный доход или чистая прибыль. 1
- Расчёт фактора анализа — доли каждой позиции в общем объёме. 1
- Сортировка ассортимента по значению фактора. 1
- Суммирование факторов анализа — получение накопления. 1
- Разделение на А, В и С по накоплению. 1
- Осмысление результатов, формирование выводов и рекомендаций, принятие решений и составление планов. 1
Некоторые рекомендации по применению АВС-анализа в розничной торговле:
- Не анализировать новинки. 25 Для получения объективной картины продаж новому ассортименту нужно дать минимум полгода. 2
- Сравнивать прошлые показатели с новыми. 2 Так можно выявить динамику спроса. 2
- Не проводить анализ во время распродаж и акций. 4 Если товары продавались со скидками, можно получить некорректные данные. 4
- Изучать товары группы С. 4 Важно выявить причины, по которым они оказались в этой категории. 4 Не исключено, что это новинки, о которых покупателям меньше известно без рекламы. 4
АВС-анализ требует регулярности — хотя бы раз в год, но лучше ежеквартально или ежемесячно. 1 Отслеживание динамики позволяет оперативно заменить товары, которые стали невыгодными. 1