Стратегическое управление крупными государственными предприятиями может осуществляться с использованием разных подходов, например:
- Отраслевой подход. inecon.org Полномочия по управлению компаниями концентрируются в органе исполнительной власти, ответственном за соответствующую сферу. inecon.org Например, агропромышленные государственные компании находятся под управлением Министерства сельского хозяйства, транспортные — Министерства транспорта. inecon.org
- Централизованный подход. inecon.org Все управленческие функции в отношении государственных компаний сконцентрированы у специализированного органа по управлению государственным имуществом. inecon.org Отраслевые органы власти не участвуют в управлении компаниями с государственным участием, их влияние на них ограничивается государственным регулированием соответствующей отрасли экономики. inecon.org
- Смешанный подход. inecon.org Полномочия по управлению компаниями с государственным участием делятся между отраслевым органом и специализированным. inecon.org При этом ряд вопросов может решаться совместно (например, по персональному составу органов управления и контроля). inecon.org
Некоторые элементы стратегического управления:
- Внутриорганизационное планирование. inecon.org Совет директоров (наблюдательный совет) утверждает документы стратегического характера. inecon.org Часто это долгосрочные и среднесрочные программы развития, рассчитанные соответственно на 5 лет и 3 года. inecon.org
- Институт директив. inecon.org Директивы представляют собой письменные указания, выдаваемые государственным представителям уполномоченным органом государственной власти о необходимых к выполнению определённых в них действий. inecon.org
- Использование государственных ресурсов. cyberleninka.ru В компаниях с государственным участием государство выступает одновременно в роли регулятора деятельности и акционера компании. cyberleninka.ru
В 2024 году Правительство Российской Федерации утвердило предложенную Минфином России методику разработки и утверждения стратегий развития компаний с государственным участием. minfin.gov.ru Некоторые особенности новой концепции:
- Объединение стратегии развития и долгосрочных программ развития. minfin.gov.ru У компаний будет единый документ — стратегия с отдельным разделом по ключевым мероприятиям деятельности. minfin.gov.ru
- Упрощение процедур согласования стратегий развития. minfin.gov.ru Акцент акционерного и правительственного контроля будет направлен на результаты деятельности, а не на определение путей их достижения. minfin.gov.ru
- Внедрение методов сценарного планирования и математического прогнозирования. minfin.gov.ru Это повысит качество планирования и прогнозирования компаний с госучастием с учётом лучших практик. minfin.gov.ru
- Синхронизация стратегических целей и ключевых показателей эффективности. minfin.gov.ru Тем самым будет обеспечена связь между целеполаганием деятельности компаний и вознаграждением их менеджмента. minfin.gov.ru
- Вариативность структуры стратегии. minfin.gov.ru Это позволит учесть отраслевую специфику и масштабы деятельности компаний. minfin.gov.ru