Оптимизация оборотных средств на предприятии — комплексный процесс, который проходит в несколько этапов: 1
- Анализ текущей ситуации. 1 Определяют, достаточно ли предприятие обеспечено активами и насколько эффективно они используются. 1 Рассматривают показатели прошлых периодов: сравнивают динамику оборотных средств с динамикой всех активов и колебаниями показателей выручки, отслеживают источники финансирования оборотных активов, определяют уровень рентабельности использования разных ресурсов. 1
- Выбор стратегии. 1 Компания формулирует политику формирования оборотных активов, выбирает подходящие источники финансирования и определяет допустимый уровень риска для процесса оптимизации. 1
- Оптимизация размера оборотных средств. 1 По итогам исследований выбирают подходящий путь повышения эффективности: сокращение производственного цикла или ускорение сбыта, ликвидация излишних запасов, расчёт необходимого количества активов на будущие периоды. 1
- Контроль нормативной ликвидности и рентабельности оборотных активов. 1 Для этого оборотные средства группируют по категориям их ликвидности (высокая, средняя, низкая) и устанавливают нормы: сколько активов каждой группы должно быть в общей структуре ресурсов предприятия. 1
- Выбор форм и источников финансирования оборотных активов. 1 Оптимальная структура финансирования зависит не только от специфики бизнеса, но и от текущей ситуации на предприятии, а также выбранной политики. 1
Некоторые стратегии оптимизации оборотных средств:
- Улучшение материально-технического снабжения. 1 Можно приобрести более современные машины или оборудование, оптимизировать способ хранения запасов. 1
- Усовершенствование технологии производства. 1 Помимо снижения себестоимости продукции, эта стратегия позволяет сократить производственный цикл, что ускоряет оборачиваемость активов. 1
- Ускорение сбыта. 1 Чем меньше времени товар проводит на складе, тем быстрее оборачиваются вложенные в производство средства. 1
- Ликвидация излишних и сверхнормативных запасов. 1 Для этого необходимо оценить текущий спрос и спрогнозировать будущий, иначе, избавившись от переизбытка, компания рискует столкнуться с дефицитом. 1
- Оптимизация дебиторской задолженности. 2 Можно внедрить строгие условия кредитования и предлагать скидки за раннюю оплату. 2
- Управление кредиторской задолженностью. 2 Важно стремиться к оптимизации сроков оплаты обязательств, согласуя их с поступлениями от дебиторов. 2
Путь оптимизации напрямую зависит от специфики бизнеса: стратегия, которая сработает в добывающей промышленности, будет бесполезна в торговле или производстве. 1