Для определения процента прибыли или убытка в бизнес-показателях используют рентабельность — финансовый показатель, который отражает, сколько прибыли или убытков приносит каждый вложенный ресурс. 1
Общая формула рентабельности: Рентабельность = Прибыль / Себестоимость × 100%. 2
Прибыль — разница между тем, что заработал бизнес, и всеми его расходами. 2 Себестоимость — вложения в работу бизнеса, которые могут включать зарплаты сотрудников, стоимость аренды, амортизацию и другое. 2
Некоторые виды рентабельности и формулы для их расчёта:
- Рентабельность активов (ROA). 2 Показывает, насколько эффективно бизнес использует свои активы. 2 Формула: ROA = Прибыль / Стоимость активов × 100%. 2
- Рентабельность продаж (ROS). 2 Показывает долю прибыли в общей выручке бизнеса. 2 Формула: ROS = Прибыль / Выручка × 100%. 2
- Рентабельность основных средств (ROFA). 2 Показывает доходность бизнеса от использования основных средств, которые участвуют в производстве товаров и услуг. 2 Формула: ROFA = Прибыль / Стоимость основных средств × 100%. 2
- Рентабельность оборотных активов (RCA). 2 Показывает эффективность использования оборотных активов бизнеса. 2 Формула: RCA = Прибыль / Стоимость использованных оборотных активов × 100%. 2
- Рентабельность производства (ROP). 2 Показывает эффективность использования основных средств и оборотных активов одновременно. 2 Формула: ROP = Прибыль / (Стоимость основных средств + Стоимость использованных оборотных активов) × 100%. 2
- Рентабельность продукции (ROM). 2 Показывает долю прибыли в каждом рубле, потраченном на производство товаров или услуг компании. 2 Формула: ROM = Прибыль / Себестоимость товаров (услуг) × 100%. 2
- Рентабельность персонала (ROL). 2 Показывает эффективность управления кадрами — насколько эффективно работают сотрудники компании. 2 Формула: ROL = Прибыль / Средняя численность персонала × 100%. 2
- Рентабельность инвестиций (ROI). 2 Показывает доходность инвестиций в бизнес. 2 Формула: ROI = Прибыль / Стоимость инвестиций × 100%. 2
Единого значения рентабельности, которое считалось бы нормальным для всех сфер бизнеса, нет. 2 Каждый случай нужно рассматривать отдельно, оценивая другие экономические показатели компании и состояние рынка. 2