Для определения эффективности применения стратегии развития бизнеса можно использовать комплексный подход, основанный на оценке показателей стратегической и оперативной эффективности. 1
Некоторые методы оценки:
- Сравнение прогнозируемых показателей с фактическими результатами. 2 Периоды для анализа рекомендуется разделить на этапы, чтобы видеть промежуточные показатели. 2 Например, если цель стратегии — увеличить прибыль в шесть раз через год, нужно сравнивать каждый месяц объём продаж с начальными данными. 2
- Оценка конкурентных преимуществ, полученных в результате реализации стратегий. 1 Идентифицируют конкурентные преимущества и слабые стороны предприятия по сравнению с основным конкурентом, а затем оценивают силу выявленных преимуществ и их значимость для стратегического успеха. 1
- Оценка количественных показателей эффективности реализации стратегий. 1 К ним относятся общие (темпы роста, показатели эффективности использования ресурсов, показатели финансовой устойчивости и платёжеспособности) и частные (показатели эффективности использования трудовых ресурсов, основных фондов и оборотных средств). 1
- Определение степени удовлетворения потребностей рынка за счёт реализации стратегий и сбалансированности стратегических зон хозяйствования. 1 Удовлетворённость находят по результатам опроса потребителей предприятия, а сбалансированность — при помощи матричных инструментов портфельного анализа. 1
- Оценка качественных показателей эффективности реализации стратегий. 1 К ним относятся организационные, маркетинговые, социально-психологические показатели, которые оценивают с помощью метода экспертных оценок, в качестве экспертов при этом выступают работники, занятые разработкой и реализацией стратегии. 1
Также для оценки выбранной стратегии развития бизнеса можно использовать такие инструменты, как стратегический треугольник Кеничи Омае, матрица Ансоффа, матрица стратегий Майкла Портера и стратегический бизнес-план. 3