Внутренняя среда предприятия — это совокупность условий, элементов и факторов, которые находятся в зоне контроля предприятия и оказывают влияние на его функционирование и развитие. 3
Некоторые элементы, которые характеризуют внутреннюю среду предприятия:
- Производство. 2 Объём, структура и темпы производства, номенклатура продукции, обеспеченность сырьём и материалами, уровень запасов и скорость их использования, наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, экология производства, контроль качества, патенты, торговые марки. 2
- Персонал. 2 Структура персонала, уровень его квалификации, количественный состав работников на производстве, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников. 2
- Организация управления. 2 Организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия. 2
- Маркетинг. 2 Охватывает все процессы, которые связаны с планированием производства и реализацией продукции: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование. 2
- Финансы. 2 В них отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. 2 Финансовый анализ позволяет вскрыть и дать оценку источникам проблем на качественном и количественном уровнях. 2
- Культура и имидж предприятия. 2 Эти факторы создают образ предприятия. 2 Высокий имидж предприятия даёт возможность привлекать новых работников с высоким уровнем профессиональной квалификации, а также стимулировать потребителей к покупке товаров. 2
Также во внутренней среде предприятия можно выделить ресурсную и операционную части. 4 Ресурсная часть — это совокупность ресурсов, которыми предприятие располагает для осуществления своей деятельности (финансовые, трудовые, материальные ресурсы, менеджмент). 35 Операционная часть — это совокупность процессов, связанных с преобразованием исходных ресурсов в готовый товар (анализ состояния целевых рынков, проведение научных исследований и разработки новых товаров, поставки производственных ресурсов, производства и сбыта продукции). 5