Деловая среда предпринимательства характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем. 2
Некоторые характеристики внешней среды предпринимательства:
- Экономическая ситуация. 2 Определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие и доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы. 2
- Политическая ситуация. 2 Зависит от целей и задач находящегося у власти правительства. 2 Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в тех или иных отраслях или регионах. 2
- Правовая среда. 2 Характеризуется системой законов и других нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности предприятия. 2 Степень разработанности правовой базы предпринимательства во многом обусловливает стабильность и устойчивость предприятия. 2
- Географическая среда. 2 Определяет природные условия, в которых осуществляется предпринимательство, например доступность сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия, наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей. 2 Географические факторы учитываются при выборе места размещения предприятия, разработке схем поставки сырья, распределении готовой продукции и т. д.. 2
- Экологическая обстановка. 2 Отражает состояние окружающей среды, степень экологических рисков, разработанность систем контроля и мер воздействия на предприятия, загрязняющие окружающую среду. 2 Эти и иные экологические факторы принимаются во внимание при выборе предприятием той или иной технологии, используемого сырья или вида производимой продукции. 2
- Институциональная среда. 2 Характеризуется наличием разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения. 2 К числу таких институтов относятся банки, страховые компании, биржи, фирмы, оказывающие различные профессиональные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т. д.), рекламные агентства, бюро по трудоустройству и др.. 2
Внутренняя среда предпринимательства формируется непосредственно самими предпринимателями и во многом носит субъективный характер. 3 Она зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремлённости, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса. 4