Чтобы оценить сезонность спроса на товар при выборе ниши для маркетплейса, можно использовать следующие методы:
- Сбор исторических данных. 2 Рекомендуется иметь статистику за 2–3 года: продажи в денежном и натуральном выражении, данные по просмотрам, конверсия и средний чек, количество заказов, динамика остатков. 2
- Визуализация данных. 2 Нужно построить понятные графики и диаграммы: линейные графики продаж по месяцам или неделям, сравнение результатов по годам, тепловые карты, показывающие пики и спады в рамках недели или месяца. 2
- Расчёт сезонных коэффициентов. 2 Для выявления относительной силы сезона используется формула: сезонный коэффициент = фактические продажи за период / средние продажи за год. 2
- Анализ внешних факторов. 2 Сезонность искажается такими событиями, как масштабные распродажи, изменения в алгоритмах площадок, выход на рынок новых конкурентов, общее состояние экономики (рост или спад потребительского спроса). 2
Некоторые сервисы, которые помогают оценить сезонность спроса:
- «Яндекс.Вордстат». 1 Нужно ввести интересующий поисковый запрос, выбрать нужный регион и оценить результаты по числу показов в месяц. 1 Если число показов больше тысячи, значит, запрос довольно популярный и конкретный товар точно будет пользоваться спросом. 1
- Аналитические сервисы. 4 Это специальные парсеры, которые собирают статистику на сайтах маркетплейсов по товарам, продавцам, продажам, выручке, товарным остаткам, ценам и другим метрикам. 4 Некоторые из них: LikeStats, Moneyplace, MarketGuru, MPSTATS и другие. 4