Чтобы обучать ребёнка финансовой грамотности до того, как деньги впервые попадут ему в руки, можно следовать таким рекомендациям:
- Объяснить, что такое деньги и откуда они берутся. 1 Для этого нужно показать монетки и купюры, разъяснить, что за деньги в магазинах покупаются товары. 1
- Вовлекать ребёнка в бытовые разговоры о финансах. 3 Нужно объяснять, что родители получают зарплату за работу, чтобы ребёнок понимал, что труд компенсируется материально. 3
- Завести копилку. 3 В развлекательной форме можно поделиться финансовыми планами и целями, предложить малышу тоже поучаствовать. 3
- Играть в «магазин». 3 Использовать можно как игрушечные деньги, так и настоящие, чтобы ребёнок к ним привыкал. 3
- Объяснять значение более серьёзных финансовых терминов. 3 В лёгкой и доступной форме нужно рассказать, что такое инфляция, зачем люди берут кредиты и ипотеки, почему нужно оплачивать коммунальные услуги и зачем нужны налоги. 3
В зависимости от возраста ребёнка подход к обучению финансовой грамотности может отличаться:
- Дошкольникам достаточно объяснить, что такое деньги, откуда они в семье появляются, для чего нужны. 7 Можно играть в сюжетно-ролевые игры на тему, связанную с финансами. 2
- Младшим школьникам уже можно объяснять денежные вопросы в цифрах. 7 В этом возрасте уже пора давать детям деньги на карманные расходы, чтобы ребёнок учился распределять бюджет и копить деньги. 7
- В среднем школьном возрасте (11–14 лет) стоит выдавать ребёнку сразу всю месячную сумму на карманные расходы. 3 Нужно объяснить, что это определённая сумма, которую нужно будет не потратить сразу, а научиться распределять свой бюджет в течение всего месяца. 3
На каждом этапе обучения родители должны осуществлять контроль, но не делать всё за ребёнка, чтобы у него развивалась самостоятельность принятия решений. 1