Чтобы обеспечить сопоставимость экономических показателей в разных отраслях бизнеса, можно использовать следующие методы:
- Приведение к единой базе. 1 Сравниваемые показатели приводят к единой базе по какому-либо фактору. 1 Например, если есть разный уровень стоимостной оценки, показатели выражают в одних и тех же ценах. 1 Если отличается объём полученной продукции, её приводят к стандартному качеству, соответственно, уменьшая или увеличивая её количество. 1 Если структура сравниваемых показателей различна, фактический объём производства продукции пересчитывают на структуру базисного периода. 1
- Использование средних или относительных величин. 1 Вместо абсолютных величин применяют средние или относительные показатели, например сумму прибыли на рубль активов. 1
- Применение поправочных коэффициентов. 1 Они помогают обеспечить сопоставимость показателей. 1
- Использование аналитических приёмов. 2 К ним относятся детализация, способ разниц, группировка, приём цепных подстановок, дифференцирование, интегрирование, исключение несопоставимых элементов, корреляция, перегруппировка данных и другие. 2
- Учёт временного периода. 3 Экономические показатели двух и более компаний должны находиться в одном и том же временном отрезке. 3 Нельзя сравнивать показатели за 6 месяцев одной фирмы с показателями за год у другой. 3
Сопоставимость показателей — важное условие при анализе, так как сравнивать можно только качественно однородные величины. 1 Сравнение несопоставимых данных может привести к ошибочным результатам и, соответственно, к неверным управленческим решениям. 2