Налоговая служба РФ выявляет недобросовестных предпринимателей в рамках контрольных мероприятий, в том числе в ходе выездных налоговых проверок. 1
Налогоплательщики, в отношении которых будет проведена более детальная проверка, определяются путём сопоставления отдельных факторов со специальными критериями, которые указаны в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». 1 Этот процесс называется предпроверочным анализом. 1
Некоторые критерии, по которым налоговая служба может выявить недобросовестных предпринимателей:
- налоговая нагрузка ниже её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности); 1
- отражение в налоговой отчётности значительных сумм налоговых вычетов за определённый период; 1
- отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближённой к сумме его дохода, полученного за календарный год; 1
- построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели); 1
- непредоставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности; 1
- непредоставление налоговому органу запрашиваемых документов; 1
- неоднократное снятие с учёта и постановка на учёт в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами); 1
- ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. 1
Для выявления незарегистрированных предпринимателей налоговая служба может использовать следующие методы:
- мониторинг соцсетей; 3
- опросы, встречные проверки клиентов и контрагентов; 3
- анализ активностей по информационным базам и реестрам; 3
- запросы выписок из банковских счетов; 3
- контрольные закупки; 3
- рейды, в том числе с привлечением сотрудников полиции; 3
- налогово-полицейские оперативно-розыскные мероприятия. 3
Также поводом для начала расследования может стать жалоба от соседей, конкурентов, недовольных клиентов или любая информация, полученная налоговым инспектором и дающая повод усомниться в законности доходов. 5