Микроэкономика объясняет причины возникновения рыночных диспропорций через механизм рыночного ценообразования. 5 Чем больше нужен какой-либо товар, тем выше его цена и прибыль от его производства. 5 В свою очередь, более прибыльные производители готовы больше платить за ресурсы. 5 Происходит экономически регулируемый приток ресурсов к предприятиям, производящим более необходимые обществу товары и услуги. 5
Также микроэкономика объясняет причины диспропорций через взаимодействие спроса и предложения. 14 Например, при увеличении спроса возникает дефицит товара, что приводит к конкуренции между покупателями и росту рыночных цен. 1 В результате производители начинают расширять производство, увеличивая тем самым предложение товара. 1
Ещё одна причина диспропорций — изменение неценовых факторов. 2 На объём рыночного предложения влияют цены факторов производства, производственные затраты, налоги и субсидии, ожидания, количество фирм в составе отрасли и на рынке. 2 Например, использование более совершенной технологии понижает издержки производства, что увеличивает объём предложения продукции. 4