Подход к управлению личными финансами детей меняется по мере их взросления. 1
Для детей дошкольного возраста важно закрепить понятия «больше-меньше», научить простым операциям «купить-продать» и показать ценность и роль денег. 3 Для этого подойдут игровые уроки с использованием игрушек, символизирующих деньги, ролевые игры, где дети могут выступать в роли продавцов и покупателей, банкиров и пользователей банковскими услугами. 3 Также полезно регулярно проводить «семейные советы», где родители вместе с детьми обсуждают покупки, бюджет и важность экономии. 3
Для детей начальной школы важно научить определять реальную стоимость товаров и понять, что деньги используют для достижения целей. 3 Подойдут настольные игры вроде «Монополии», которые прививают стратегическое финансовое мышление, образовательные игры для освоения базовых финансовых понятий, таких как бюджетирование и сбережения, карманные деньги, которые наглядно показывают ограниченность ресурсов и учат думать о том, на что их тратить. 3
Для подростков важно научить планировать расходы и равномерно распределять карманные деньги в течение недели или месяца, иметь финансовые цели и копить на них. 3 В этом возрасте подойдут курсы финансовой грамотности, где об управлении деньгами расскажут не родители, а эксперты, финансовые симуляции, которые учат правильно инвестировать деньги, работать с рисками и преумножать капитал, обсуждение карьеры и крупных финансовых целей для развития навыков бюджетирования на долгосрочную перспективу. 3
В старшем школьном возрасте детская финансовая грамотность — это не только умение распоряжаться средствами, но и зарабатывать. 2 Примерно с 14–16 лет подростки стремятся к независимости и пробуют работать. 2 Можно помочь найти подработку, например, несложные задания на фриланс-биржах или оказание посильных услуг друзьям и знакомым. 2 Также в этом возрасте ребёнку можно доверить крупную покупку, что на практике демонстрирует, как управлять деньгами. 4