Командная экономика по-разному влияла на развитие городов и машиностроения.
В развитии городов ориентация на крупное производство в рамках командной экономики не учитывала местные и региональные потребности. 1 Создание предприятий-гигантов, не считающихся с интересами районов, областей и целых республик, обостряло проблему сочетания территориального и отраслевого развития. 1
В машиностроении в условиях командной экономики многие предприятия предпочитали универсальное оборудование специализированному, что приводило к росту затрат при более низком качестве продукции. 1 Увеличение вспомогательных служб и производств способствовало разбуханию ремонтной базы, росту ручного и изменению характера инженерного труда. 1 Главной функцией последнего становилось обеспечение производства сырьём и материалами, а не разработка и внедрение новой техники. 1
При этом у командной экономики были и преимущества: например, градообразующие предприятия обеспечивали работой большую часть населения города и расположившихся рядом деревень, поскольку помимо производства вагонов, завод также обслуживал город (дороги, ТЭЦ и т. д.). 2