Методы экономической теории изменялись и совершенствовались на разных этапах её развития. 15 Некоторые этапы и особенности изменений:
- Древний мир. 3 Экономика не имела структуры и основных принципов, функционировала на основе житейской мудрости. 3
- Средневековье. 3 Начались формироваться основные экономические школы, придерживающиеся определённых взглядов на основные экономические проблемы. 3
- Вторая половина XIX века. 4 Экономические исследования концентрировались в большей степени на практических областях. 4 Возникли новые экономические теории и школы, которые активно разрабатывали проблемы действия законов спроса и предложения, оптимизации использования ограниченных экономических ресурсов общества. 4 Для анализа реальных экономических процессов применяли теорию предельных величин и математические методы. 4
- Конец XIX — начало XX века. 5 В экономической науке доминировало неоклассическое направление, которое включало четыре научные школы: австрийскую, кембриджскую, американскую и лозаннскую. 5 Последователи классической школы посвятили свои работы исследованию функциональных зависимостей и взаимосвязей между экономическими явлениями — спросом, предложением и ценами, производством и потреблением и т. д.. 5
- Начало XX века и современность. 2 Учёные разрабатывают различные модели функционирования экономических систем, приступают к поиску вариантов оптимального сочетания рыночных и государственных методов регулирования экономики, практической отработке инструментов, стабилизирующих социально-экономические процессы. 2 Исследуют проблемы функционирования мировой экономики как системы рынков, ресурсов, товаров, капитала, валют. 2
Также в периоды существенных перемен в экономической науке наблюдается повышенный интерес к методологии. 1 Это происходит, когда меняются представления о том, что надлежит исследовать и с каких позиций, какой использовать для этого инструментарий, как интерпретировать и применять полученные результаты. 1 Так было, например, в 1870–1890-е, 1930-е и 1970–1990-е годы. 1