За последние десятилетия в центрах машиностроения в мире произошли следующие изменения:
- Повысилась роль развивающихся стран. 1 Наряду с Японией, США, Германией лидирующее положение занимают Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Бразилия. 1
- Произошёл сдвиг в географии судостроения — из развитых стран в развивающиеся, из Европы в Азию. 2 Ведущими производителями морских судов в мире стали Республика Корея (41% мирового производства), Япония (29%) и Китай (24%). 2
- Серьёзные изменения произошли в автомобилестроении. 1 Наряду с традиционно главными производителями автомобилей — Японией, США, Канадой, ФРГ, Францией, Италией, Великобританией, Швецией, Испанией, Россией — активно заявляют о себе сравнительно новые для этой отрасли страны — Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Китай, Турция, Индия, Малайзия, Польша. 1
- В автомобилестроении представлено большинство стран мира, в нём сильно развито международное кооперирование труда и международная специализация. 2
В целом в мире сложилось четыре крупных региона машиностроения: 1
- Западноевропейский (массовое машиностроение) — 30%. 1
- Североамериканский (выпускаются практически все виды продукции) — около 30%. 1
- Юго-Восточная Азия и Япония (высокотехнологичное, массовое машиностроение) — 20%. 1
- СНГ (постсоветские страны отстают в наукоёмких технологиях, но успешно наращивают производственные мощности) — 10%. 1
Около 10% приходится на долю остальных регионов мира. 1