Сценарный подход для анализа чувствительности бизнес-моделей предполагает оценку эффекта от изменения всех входных переменных одновременно. 2 Обычно при таком подходе создают несколько сценариев: оптимистичный, пессимистичный и базовый. 1
Алгоритм использования сценарного подхода: 4
- Выбрать ключевые факторы неопределённости проекта. 4 Обычно это цены, объём продаж и график выхода на плановые объёмы, сумма инвестиционных затрат. 4 Нужно убедиться, что выбранные параметры имеют качественное обоснование в маркетинговом или технологическом анализе проекта. 4
- Определить сценарии. 4 Изучая обоснование данных, на котором построен проект, нужно выделить несколько сценариев. 4 Если в обосновании дан только один сценарий или интервалы значений, то его следует дополнить и скорректировать. 4
- Учесть последствия смены сценариев. 4 Как правило, если один из ключевых параметров проекта меняется, то компания может изменить и ряд других своих характеристик. 4 Например, если объём продаж резко упал, можно сократить персонал, уменьшить производственные мощности и т. п.. 4
- Определить «длинный список» сценариев. 4 С учётом разных изменений параметров, а также возможных изменений в технологии, мощностях и других характеристиках бизнеса нужно составить перечень возможных комбинаций. 4
- Сократить список до 2–3 вариантов. 4 Теперь нужно подготовить «короткий список» наиболее важных сценариев, которые и будут реализованы в модели. 4
Эффективность сценарного анализа напрямую зависит от качества исходных данных и обоснованности предположений. 3 Следует избегать как чрезмерного оптимизма, так и необоснованного пессимизма при разработке сценариев. 3 Идеальный подход заключается в использовании исторических данных в сочетании с экспертными оценками для определения реалистичных диапазонов значений переменных. 3