Инфляция влияет на ценовую политику предприятий следующим образом:
- Высокая инфляция создаёт неопределённость в экономике, что затрудняет планирование бюджета бизнеса и инвесторов. 10 Компании сталкиваются с увеличением расходов: дорожают сырьё, энергия, аренда, логистика. 2 Чтобы компенсировать потери, предприятия вынуждены повышать цены на свою продукцию, но это может привести к оттоку части покупателей. 2
- Умеренная инфляция (до 10% в год) считается благоприятной для экономики. 10 Она стимулирует товарооборот: ожидание роста цен побуждает потребителей приобретать товары сегодня. 10 Также умеренная инфляция повышает конкурентоспособность отечественных товаров и стимулирует производительность, рост инвестиций и бизнеса. 10
Налоговое регулирование также влияет на ценовую политику предприятий:
- Увеличение ставки налога вследствие роста издержек «подстёгивает» рост цен, что приводит к сокращению объёмов реализации товаров (работ, услуг). 5 В результате уменьшается предпринимательская активность хозяйствующих субъектов. 5
- Предоставление льгот по прямым налогам (например, по налогу на прибыль, налогу на имущество) ставит производителя в более выгодное положение и позволяет ему вести конкурентную борьбу путём снижения цены. 1
- Увеличение условно-постоянных затрат (налога на имущество, на землю и пр.) приводит к повышению цен на товары повседневного спроса. 9 Сложнее обстоит дело с товарами, не являющимися предметами повседневного спроса. 9 При значительном увеличении их цены снижается спрос на них, а значит, для предпринимателей невыгодно сильно увеличивать цену и перекладывать таким образом все расходы на потребителя. 9
Таким образом, инфляция и налоговое регулирование по-разному влияют на ценовую политику предприятий: инфляция затрудняет процесс ценообразования, а налоговое регулирование влияет на формирование цен и динамику инфляции. 47