С точки зрения науки формирование цены товара или услуги предполагает учёт объективных экономических законов и сбор и анализ информации о спросе, издержках, уровне цен, макро- и микрорыночных показателях. 6
С точки зрения политики важно учитывать государственное регулирование цен и механизмов ценообразования. 7 Существуют прямые (административные) и косвенные (экономические) способы воздействия государства на процессы формирования цены товара. 7
С точки зрения экономики на стоимость товаров и услуг влияют, например:
- Затраты на производство и реализацию продукта. 2 Себестоимость определяет минимально возможную цену на товар. 2
- Количество конкурентов и их ценовая политика. 2 Чем больше конкурентов, тем равномернее цены на рынке. 2
- Ценовой сегмент. 2 Выделяют экономичный, средний низкий, средний высокий, премиальный, люксовый сегменты. 2
- Ценность продукта для потребителя, соотношение цены и качества. 2 Польза или выгода, которую получает покупатель, формирует добавочную стоимость товара. 2
- Эластичность спроса. 2 Если спрос на товар меняется с повышением или понижением стоимости, он называется эластичным. 2
- Этап жизненного цикла товара. 2 Ценовая политика при выводе продукта на рынок и на этапе спада отличается. 2
- Правовые ограничения. 2 Законодательство регулирует многие отрасли экономики. 2 Например, государство определяет стоимость некоторых товаров, например жизненно важных лекарств, или регулирует их с помощью акцизов. 2
- Экономические факторы. 2 Состояние экономики страны, уровень инфляции, изменение курсов валют. 2
С точки зрения социальной сферы при ценообразовании в социальной сфере важно учитывать, например:
- Уровень доходов. 3 На ряд услуг спрос не является эластичным, например, при выборе учреждения здравоохранения или врача человек сильно ограничен спецификой своего заболевания. 3
- Спрос на социальные услуги. 3 Он часто связан со сменой сезонов, а расчёт издержек должен учитывать локальность их характера. 3
- Цену на ресурсы. 3 Сюда же относят макроэкономические факторы, например, рост цен на топливо, электричество, расходные материалы. 3
- Технологию и технологические затраты. 3 Для этих нужд применяют стандарты, от которых учреждения отталкиваются при расчёте цены реализации. 3
С точки зрения технологий итоговая цена товара зависит от того, сколько промежуточных этапов проходит продукт после выпуска и перед тем, как его приобретёт конечный потребитель. 9 Чем больше посредников и технических этапов, тем больше стоимость и выше цена. 9