Формирование бизнес-стратегии при выходе из кризисной ситуации включает несколько этапов: 1
- Определение кризисной ситуации. 1 Выявление конкретной проблемы и причины кризиса станет отправной точкой разработки антикризисного плана действий. 1
- Работа с персоналом. 1 Необходимо проанализировать KPI сотрудников, рассказать коллективу о реальном положении дел в компании и подготовить к работе в кризисных условиях, сформировать благоприятный микроклимат в коллективе и разрешить внутренние конфликты, провести переобучение персонала. 1
- Снижение затрат. 1 Уменьшение расходов не должно влиять на качество выпускаемых продуктов или оказываемых услуг. 1 Например, можно заключить договор с поставщиком, который предлагает лояльные условия, или сократить ассортимент выпускаемой продукции. 1
- Стимулирование продаж. 1 Для этого используют акции, распродажи, внедрение скидочных и бонусных карт. 1
- Оптимизация денежных потоков. 1 Необходимо регулярно сверять баланс, увеличить внереализационные доходы (например, продавать неиспользуемые материальные ресурсы), сократить товарные кредиты, увеличить объём продаж. 1
- Реструктуризация кредиторской задолженности. 1 Кредитор может предложить рассрочку, снижение процентной ставки, обмен задолженности на ценные бумаги. 1
- Реорганизация структуры компании. 1 Это способствует стабилизации её финансовых потоков. 1
- Создание оптимальной отчётности. 1 Для вывода предприятия из кризисной ситуации важно адекватно оценивать его положение на рынке, уровень конкурентоспособности, соотношение пассивов и активов. 1
- Определение стратегии развития организации. 1 Стратегия должна быть гибкой и адаптивной, способной изменяться под действием различных факторов внешнего и внутреннего порядка. 1
Также при формировании антикризисной стратегии рекомендуется определить, как ситуация повлияет на поведение клиентов, чтобы понять, насколько стабильным будет спрос на услуги. 3