Эффект масштаба может по-разному влиять на управление предприятием, в зависимости от характера этого влияния выделяют положительный и отрицательный эффекты масштаба. 35
Положительный эффект масштаба способствует оптимизации управления, например:
- Снижение издержек производства. 1 Фиксированные затраты, такие как аренда, амортизация оборудования и зарплата управленческого персонала, распределяются на большее количество товаров. 1 Это позволяет снизить стоимость затрат на одну единицу продукции и увеличить конкурентоспособность предприятия. 1
- Оптимизация логистики и снабжения. 1 Крупные предприятия могут договариваться о более выгодных условиях поставки сырья и материалов, а также эффективнее организовывать внутренние процессы. 1 Это приводит к снижению времени производства и уменьшению затрат на логистику. 1
- Увеличение прибыли и рыночной доли. 1 С ростом объёма производства снижаются средние издержки на единицу продукции, что позволяет компаниям предлагать свои товары и услуги по более конкурентоспособным ценам. 1
- Укрепление бренда и улучшение позиционирования на рынке. 1 Благодаря увеличению объёмов производства и расширению географии присутствия, предприятие получает возможность инвестировать больше средств в маркетинг и рекламу. 1
Отрицательный эффект масштаба возникает, когда вместе с ростом предприятия увеличиваются средние издержки. 3 Некоторые причины такого эффекта:
- Потеря управляемости деятельностью предприятия. 3 Это может произойти, если у менеджеров нет требуемого набора компетенций. 3
- Нарастание внутриорганизационных противоречий. 3 Это часто случается в предприятиях с большим штатом сотрудников. 3
- Снижение гибкости реакции предприятия на изменения, которые происходят во внешней среде. 3 Например, увеличивается число и сложность бюрократических процедур. 3
Таким образом, эффект масштаба может как способствовать улучшению управления, так и создавать определённые трудности для руководства предприятия.