Эффект ловушек влияет на принятие экономических решений следующим образом:
Институциональные ловушки ограничивают экономическое развитие, препятствуя внедрению инноваций и адаптации к изменениям. 1 Это устойчивые, но неэффективные нормы поведения, которые имеют самоподдерживающийся характер. 4 Например, внедрение новой системы мотивации сотрудников, основанной на KPI, может привести к тому, что качество работы упадёт, а сотрудники будут заниматься приписками. 4
Ловушка относительности заставляет людей принимать иррациональные решения о покупке. 2 Покупатели могут воспринимать относительную разницу в ценах как более важную, чем абсолютную, даже если абсолютная разница отражает то, что они на самом деле экономят или платят за товар лучше, чем относительная разница. 2
Эффект неоднозначности (парадокс Эллсберга) влияет на выбор между известными и неизвестными вариантами. 3 Люди отдают предпочтение известным вероятностям, даже если они менее выгодны, чем неизвестные вероятности. 3 Например, при выборе между двумя инвестиционными возможностями с известной вероятностью возврата 50% и неизвестной вероятностью, большинство предпочтёт первую инвестицию из-за её ясности и предсказуемости. 3
Для предотвращения формирования институциональных ловушек необходимо учитывать их предпосылки на этапе принятия управленческих решений. 1 Это включает тщательный анализ ситуации и поведения экономических агентов, прогнозирование последствий введения новых норм, разработку механизмов мониторинга и адаптации. 1