Маржинальный анализ предполагает оценку деятельности компании с учётом осуществляемых ею затрат и получаемых доходов. 1 Он позволяет определить, от чего зависит прибыль, долю высокозатратных ресурсов, риски и перспективы развития организации, причину убыточности и другое. 1
Основные этапы маржинального анализа: 3
- Сбор, подготовка и обработка исходной информации. 3 Для этого потребуется бухгалтерская и финансовая отчётность, сведения из бухгалтерии с отражением всех затрат (переменных, постоянных) и получаемого дохода. 1 Важно, чтобы все параметры учитывались в рамках одного и того же временного периода. 1 Также нужна калькуляция себестоимости продукции, чтобы знать объём затрат, приходящийся на единицу каждого вида товара. 1
- Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции. 3 Переменные затраты могут изменяться под воздействием определённых факторов, а постоянные издержки — постоянны всегда (например, арендная плата, кредитные обязательства и пр.). 1
- Расчёт величины исследуемых показателей. 3 Например, коэффициента маржинального дохода (КМД), коэффициента изменения валовых продаж (КВП) и коэффициента валовой маржи (КВМ). 1
- Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей и факторный анализ изменения их уровня. 3
- Прогнозирование величины исследуемых показателей в изменяющейся среде. 3
Результаты маржинального анализа напрямую влияют на управленческие решения и планирование деятельности компании. 1