Предпринимательская среда — это совокупность объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на создание и функционирование субъектов предпринимательской деятельности и определяющих условия их существования и развития. 1
Она подразделяется на внешнюю, как правило, независимую от субъектов предпринимательства среду, и внутреннюю, которая формируется непосредственно субъектом предпринимательства. 2
Внешняя среда включает, например:
- экономическое положение в стране и регионах; 3
- политическую ситуацию; 3
- правовую среду, чётко устанавливающую права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики; 3
- государственное регулирование и поддержку предпринимательства; 3
- социально-экономическую обстановку, связанную с уровнем платёжного спроса населения (потребителей), уровнем безработицы; 3
- культурную среду, обусловленную уровнем образования населения; 3
- научно-техническую, технологическую среду; 3
- наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определённых видов деятельности; 3
- физическую среду, связанную с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования предпринимательских организаций. 3
Внутренняя предпринимательская среда — это совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации. 3 Она зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремлённости, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса. 13