Организационная структура предприятия — это схема взаимодействия подразделений, отделов и сотрудников компании. 1 Она отражает иерархию и состав организации, а также функции, права и обязанности руководителей и других работников. 1
Основные понятия организационной структуры:
- Формальный и неформальный типы. 3 Формальный — установленная внутренними нормативными актами система управления, в которой расписаны права и обязанности работников, схемы взаимодействия между подразделениями, правила внутреннего распорядка. 3 Неформальный — устоявшаяся система взаимодействий, построенная на личных взаимоотношениях между сотрудниками. 3
Виды организационной структуры:
- Линейная (функциональная). 12 Самый простой вариант. 1 В компании есть единоличный руководитель. 1 Ему напрямую подчиняются линейные руководители. 1 А каждый из них, в свою очередь, имеет в подчинении рядовых сотрудников. 1
- Функциональная. 2 Распределение основных направлений и вертикалей по выполняемым функциям. 2 Чаще всего, структура выстраивается с разбивкой по таким блокам: производство, продажа, маркетинг, бухгалтерский и налоговый учёт, финансовый менеджмент и пр.. 2
- Матричная. 2 Сложная комбинированная модель, в которой сотрудники подчиняются нескольким руководителям одного уровня. 2 Управление проектом и ресурсами доверяется руководителю функционального подразделения. 2
Выбор организационной структуры зависит от множества факторов: вида и целей бизнеса, территории деятельности, количества и качества персонала. 1