Компания-матрешка — это структура, при которой одна организация (акционерное общество (АО) или общество с ограниченной ответственностью (ООО)) владеет 100% другой компании, которая в свою очередь, владеет 100% третей организации. 1
Такая организация чем-то напоминает вложенные друг в друга куклы матрёшки. 2
Компании-матрешки обычно создаются для нескольких целей: 2
- Сокрытие владельцев. 2 Такая структура затрудняет идентификацию конечных бенефициаров компании, что может быть выгодно, например, при ведении бизнеса в непрозрачных юрисдикциях. 2
- Сокрытие доходов. 2 Множество компаний в структуре затрудняет отслеживание денежных потоков, что может использоваться для уклонения от налогов. 2
- Управление активами. 2 Контроль за различными компаниями и активами упрощается за счёт холдинговой структуры. 2
- Выведение активов. 2 Такая сложная структура может использоваться для вывода активов из компании. 2
- Оптимизация налогов и расходов. 2 Использование юрисдикций с льготным налогообложением и минимизация расходов. 2
Фирмы-матрешки запретили в 1995 году, чтобы предотвратить злоупотребления со стороны головных компаний и уклонение их от ответственности. 1