Провалы рынка (фиаско рынка) — это ситуации, когда рыночный механизм не приводит к оптимальному распределению ресурсов общества. 5
Некоторые виды провалов рынка:
- Рыночная власть в условиях несовершенной конкуренции. 34 К таким ситуациям относятся монополия (рыночная власть переходит к одному экономическому субъекту), олигополия (несколько продавцов действуют скоординировано, как один), монопсония (множеству продавцов противостоит один покупатель). 1
- Недостаток и асимметрия информации. 13 Возникает из-за отсутствия контроля за производителями и качеством предоставляемых ими товаров и услуг. 1
- Внешние эффекты. 15 Выгоды или издержки, которые получают лица, не участвующие в конкретных рыночных отношениях. 1
- Невозможность предоставления рынком общественных благ. 2 Их производство невыгодно для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. 1
- Возникновение и развитие социальных проблем. 1 Это происходит, когда рыночный механизм выводит из процесса производства и распределения валового продукта «неэффективные» трудовые ресурсы, которые в результате оказываются без средств к существованию. 1
Провалы рынка подразумевают необходимость административного регулирования экономики и экономических отношений государством, чтобы сгладить или устранить негативные последствия от действия рыночного механизма. 13