Взгляды различных экономических школ на понятие стоимости товара отличаются тем, как они объясняют природу стоимости. 12 Некоторые из таких школ и их подходы:
- Классическая школа политэкономии. 3 Представители придерживались трудовой теории стоимости, согласно которой товар определяется количеством труда, затраченным на его создание. 3 Считалось, что в любой материальной отрасли создаётся трудовая стоимость, при этом форма конечной продукции не учитывалась. 3
- Австрийская экономическая школа. 1 Сторонники отрицают трудовой характер стоимости и акцентируют внимание на полезности товара как на главном мотиве к обмену. 1 Они считают, что пропорцию обмена диктует полезность и редкость, а также желание обладать полезными и редкими предметами. 1
- Неоклассический подход. 3 Учёные начали определять природу стоимости как психологическую, то есть формируемую отношением потребителя к свойствам товара. 3 Ценность, по их мнению, базировалась не на взаимодействии отдельных индивидов, а на отношении конкретного индивида к конкретному предмету труда. 3
- Теория предельной полезности. 15 Согласно этой теории, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок способности товара к удовлетворению человеческих потребностей. 1 Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, потреблённая из совокупности множества аналогичных товаров. 1
- Теории издержек. 1 Достаточно популярны теории, которые выводят стоимость из издержек производства. 1 Но все они вынуждены оперировать ценами, выраженными в количестве денег. 1