Некоторые отличия традиционной модели управления от категорийного менеджмента:
- Фокус на разные процессы. 2 В традиционной модели управление разрозненное: закупками занимается один отдел, а продажами — другой. 1 При категорийном менеджменте один менеджер управляет всем жизненным циклом продукта: от закупки до продажи, включая ценообразование, мерчандайзинг и продвижение. 2
- Ориентация на разные цели. 2 В традиционной модели фокус на закупочную цену, при категорийном менеджменте — на общую маржинальность категории. 2
- Уровень принятия решений. 3 Многие решения принимаются на уровне сотрудников магазина: выкладка товаров, пожелания по структуре ассортимента и объёму закупки товаров, ценообразованию. 3 При категорийном менеджменте все решения принимаются на уровне одного менеджера, который отвечает за продвижение закреплённой за ним товарной категории. 3
- Информационные системы. 3 В традиционной модели используются простейшие системы расчёта и анализа данных. 3 При категорийном менеджменте — современные системы расчёта и анализа данных, планирования и прогнозирования. 3
- Ориентация на разные интересы. 1 В традиционной модели возникает конфликт интересов: закупщики стремятся получить максимальные скидки и бонусы от поставщиков, а продавцы заинтересованы в широком ассортименте и быстрых продажах. 1 При категорийном менеджменте нет такого конфликта, так как все категории объединены общей целью — максимизацией ценности для покупателя и прибыли для компании. 2
Категорийный менеджмент актуален для бизнеса с годовым оборотом от 100 млн рублей и ассортиментом свыше 1000 SKU (товарных позиций). 1 Для небольших магазинов эффективнее традиционная модель. 1