Факторный анализ чистой прибыли отличается от горизонтального и вертикального методов по целям и подходам.
Факторный анализ помогает понять, какие факторы влияют на изменение разных показателей. 4 Например, за счёт каких факторов выросла стоимость закупки сырья: роста цен, объёмов закупок или изменения ассортимента. 4 Факторный анализ выявляет скрытые закономерности, которые не видны при горизонтальном или вертикальном видах финансового анализа. 4
Горизонтальный анализ предполагает сопоставление показателей за различные периоды (квартал, полугодие, год, два года). 3 Например, анализируется, как изменился показатель чистой прибыли за отчётный период. 3 Горизонтальный анализ позволяет сравнить фактические показатели с плановыми. 4
Вертикальный анализ (структурный анализ) позволяет определить удельный вес показателя. 4 Он помогает понять структуру затрат, поступлений и выбытий. 4 При этом общий итог принимают за 100%, а отдельные части баланса, статьи или показатели показывают в виде процентов от целого. 4
Таким образом, факторный анализ фокусируется на изучении факторов, влияющих на чистую прибыль, в то время как горизонтальный и вертикальный методы имеют разные подходы к оценке этого показателя.