Преимущества использования речного транспорта для перевозок по Каспийскому морю заключаются в низкой себестоимости перевозок. 1 Первоначальные затраты на организацию судоходства по крупным рекам в 8–10 раз меньше, чем на создание железных дорог. 1 Себестоимость перевозок на магистральных реках на 35% ниже железнодорожных и в 3–5 раз — автомобильных. 1
По внутренним водным путям перевозят в основном грузы, не требующие быстрой доставки — стройматериалы, уголь, кокс, зерно и т. п.. 1 Также по рекам можно перевозить нефть и нефтепродукты. 1
Кроме того, использование речного транспорта позволяет снизить издержки в цепи поставок, например, при доставке зерновых культур в зерновой хаб на Каспийском море, куда в навигационный период грузы завозятся относительно дешёвым речным транспортом, а затем накапливаются и отправляются далее в морских судах в порты прикаспийских стран. 3