Модель управления брендом «5 активов» Дэвида Аакера предполагает, что стоимость бренда определяется совокупностью пяти типов марочных активов и пассивов. 3 Они увеличивают или уменьшают стоимость товара для компании или ценность этого товара для потребителей. 3
Пять компонентов модели: 1
- Приверженность марке. 1 Факторы, которые показывают, насколько клиенты лояльны к бренду. 1 Например, снижение затрат на поддержку постоянных клиентов, привлечение новых, время реагирования на угрозы конкуренции. 12
- Узнаваемость бренда. 1 Показатели, которые демонстрируют, насколько бренд широко известен среди потребителей. 1 Например, знакомство потребителей с брендом, их отзывы о нём, поиск конкретной марки во время покупки. 12
- Воспринимаемое качество. 1 Степень, в которой считается, что бренд предоставляет качественную продукцию. 1 Критерии измерения: качество, позиция бренда, цена, широкая доступность, количество расширений бренда. 12
- Ассоциации брендов. 1 Степень, в которой конкретный продукт или услуга признан в своей категории. 1 Например, степень, в которой ассоциации бренда побуждают потребителей совершать покупки, создают позитивное отношение в сознании потребителя. 12
- Собственные активы. 1 Патенты, авторские права, товарные знаки, коммерческие тайны и другие права интеллектуальной собственности. 12 Чем больше у бренда собственных активов, тем выше его рыночная компетенция. 1
По мнению Дэвида Аакера, для создания капитала бренда особенное значение имеет концепция индивидуальности бренда — уникального набора ассоциаций, которые отражают то, что означает бренд для потребителя и что он им обещает. 3