Специфика работы сортировочных железнодорожных станций заключается в следующем:
- Предназначены для массовой переработки вагонов и формирования–расформирования составов. 13 В большинстве случаев такие станции одновременно перерабатывают местные и транзитные вагонопотоки, кроме поездов, следующих на дальние расстояния без переформирования в пути следования. 2
- Основная задача — выполнение переработки вагонопотоков и формирование поездов в оптимальном режиме, чтобы нахождение вагона на станции было по времени минимальным и технологически обоснованным. 2
- Обычно входят в состав железнодорожных узлов, имеющих пассажирские и грузовые станции. 2 Грузовые и пассажирские операции выполняют в небольшом объёме. 1
- Располагаются в районах массовой погрузки и выгрузки грузов, в местах схождения магистралей, на подходах к крупным промышленным центрам, морским и речным портам, в местах выхода из добывающих бассейнов. 2
Специфика работы участковых железнодорожных станций заключается в следующем:
- Предназначены для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов, выполнения маневровых операций по расформированию–формированию сборных и участковых поездов, обслуживания подъездных путей. 12
- Сортировочная работа обычно небольшая и сводится в основном к расформированию–формированию местных поездов (сборных, участковых, вывозных). 14
- Могут быть пунктом смены локомотивов и (или) локомотивных бригад. 2
- Расстояние между участковыми станциями обусловлено сменой локомотивов и локомотивных бригад, обычно они располагаются на расстоянии 150–300 км друг от друга. 13