Роль школы в формировании гражданского самосознания заключается в создании модели гражданина, имеющего опыт демократических отношений, который приобретается в ходе школьной жизни. 45
Некоторые аспекты, в которых проявляется влияние школы на формирование гражданского самосознания:
- Заложение основ. 1 В начальной школе закладываются основные моральные ценности и нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. 1
- Формирование системы ценностей. 1 В основной школе продолжают формировать установки поведения подростка, помогают приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. 1
- Углубление знаний. 1 В средней (полной) школе углубляются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. 1
Некоторые методы, которые используются в школе для формирования гражданского самосознания:
- Изучение обществознания. 1 На уроках подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, потребителя, собственника и т. д.). 1
- Изучение истории. 1 Школьники получают представления о духовном развитии человека, о статусе личности, условиях становления различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости. 1
- Социальное проектирование. 1 Основная цель такого метода — создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. 1
Таким образом, от того, насколько умело и грамотно будет выстроена система гражданского образования в школе, зависит поведение ребёнка в будущем. 45