Роль электропневматического клапана автостопа в работе железнодорожного транспорта заключается в следующем:
- Подача предупредительного сигнала (свистка) машинисту при приближении поезда (локомотива) к запрещающему сигналу. 2 Задача машиниста — отреагировать на сигнал нажатием рукоятки бдительности, отметив тем самым свою готовность приступить к торможению. 1
- Экстренное торможение поезда (локомотива) в случае непринятия машинистом мер к снижению скорости или остановки. 2 Если реакции от машиниста не последует в течение 7–8 секунд, контакты электропневматического клапана разомкнутся, срывной клапан сообщит тормозную магистраль с атмосферой, что приведёт к её разрядке и как следствие к торможению состава. 1
Кроме того, электропневматический клапан связан с цепями управления локомотивом — при срабатывании клапана его концевой выключатель замыкает специальное реле, размыкающее цепь тяги. 1