Принцип работы системы рельсовых цепей на железной дороге заключается в контроле свободного или занятого состояния участка пути, целостности рельсовых линий, а также в передаче кодовых сигналов с путевых устройств на локомотив и между путевыми устройствами. 3
Рельсовая цепь представляет собой электрическую цепь, в которой есть источник питания и нагрузка (путевое реле), а проводниками электрического тока служат рельсовые нити железнодорожного пути. 3
Работа рельсовой цепи происходит в нескольких режимах: 3
- Нормальный. 3 Рельсовая цепь свободна от подвижного состава. 3 В этом режиме сигнальный ток протекает по рельсовым нитям от источника к путевому реле, фронтовые контакты которого замыкаются, фиксируя свободность контролируемого участка. 3
- Шунтовой. 3 Хотя бы одна колёсная пара подвижного состава находится на рельсовой цепи. 3 В этом режиме рельсовые нити замыкаются между собой через малое сопротивление колёсных пар, резко уменьшается сила тока, протекающего через путевое реле. 3 Оно размыкает фронтовые контакты и замыкает тыловые, фиксируя занятость контролируемого участка. 3
- Контрольный. 3 Нарушена целостность рельсовой цепи. 3 В этом режиме ток через путевое реле уменьшается (но не до нуля, из-за распространения тока через балласт в обход места разрыва), в результате чего фиксируется занятость контролируемого участка. 3
Рельсовые цепи позволяют системам железнодорожной сигнализации работать полуавтоматически, подавая поездам сигналы замедления или остановки при наличии занятого пути перед ними. 1