Ошибка выжившего (survivorship bias) — это когнитивное искажение, при котором человек обращает внимание исключительно на успешный опыт, а неудачные кейсы игнорирует. 15
В маркетинге ошибка выжившего проявляется, когда предприниматели копируют стратегии успешных компаний, не учитывая, сколько бизнесов потерпели крах, следуя тем же методам. 2 Например, компания может ориентироваться на лидеров рынка и копировать их путь, не понимая скрытых факторов успеха. 1
В управлении ошибка выжившего может проявляться, например, в стратегическом планировании, когда анализируются только успешные конкуренты, и игнорируются скрытые факторы. 3 Также в HR-сфере компании могут анализировать только успешных сотрудников, игнорируя причины увольнений. 1
Ошибка выжившего приводит к искажённой картине мира: кажется, что успех — закономерность, а не исключение. 1 Это может привести к завышенным ожиданиям и непродуманным решениям. 5
Чтобы избежать ошибки выжившего, рекомендуется собирать не только успешные, но и неудачные кейсы, анализировать причины провалов на равных с причинами побед, строить стратегию на верифицированных данных. 1