Разница между массовой кастомизацией и массовой персонализацией заключается в инициаторе изменения продукта. 9
Массовая кастомизация предполагает, что клиент сам дорабатывает для себя продукт. 9 Он определяет, что ему нужно, и сам делает доработки, опираясь на возможности. 9 Цель кастомизации — сделать из массового индивидуальный продукт. 4
Массовая персонализация подразумевает, что организация, которая предоставляет товар или услугу, изучает своего клиента и на основе его предпочтений предлагает ему специальные предложения и скидки. 9 Изменения в продукте при персонализации более ограниченные и зависят от имеющихся данных, полученных после покупки или совершения другого целевого действия. 4 Цель персонализации — установить эмоциональную связь с потребителем, укрепить взаимоотношения и увеличить объём продаж. 4
Таким образом, при кастомизации клиент активно участвует в разработке и выбирает определённые свойства, опции и параметры, а при персонализации уже готовый товар адаптируется под запросы покупателя. 4