Разница между функциональной и товарной организационной структурой маркетинга заключается в том, как разделены обязанности в отделе маркетинга. 1
Функциональная структура предполагает разделение различных функций маркетинга (исследования, продажи, продвижение, обслуживание клиентов и т. д.) между разными отделами. 1 Принцип простой: один отдел — одна маркетинговая функция. 1 Каждый отдел несёт ответственность за свою задачу: сбыт, продвижение, разработку нового продукта и пр.. 1
Товарная структура предполагает деление отдела маркетинга на основе товаров или групп товаров. 1 Каждый товар или группа товаров имеет свой отдел маркетинга, который отвечает за все аспекты маркетинга этого товара. 1 Такая структура целесообразна, если компания выпускает массу разных товаров. 1 Тогда каждый отдел отвечает за свой продукт от производства до реализации. 1
Таким образом, функциональная структура подходит для компаний с небольшим ассортиментом продуктов и малым количеством рынков, а выпуск товаров и их реализация однообразная и постоянная. 4 Товарная структура эффективна для компаний с широким ассортиментом продукции и множеством рынков реализации, где к каждому товару предъявляются особые требования, касающиеся упаковки, рекламы и сбыта. 4