Разница между ABC и XYZ-анализом в маркетинге заключается в том, что ABC-анализ направлен на выявление важных и неважных товаров по суммарному доходу бизнеса, а цель XYZ-анализа — определить колебания потребительского спроса (случайный, стабильный, сезонные колебания, устойчивый, краткосрочный). 9
ABC-анализ помогает классифицировать объекты по влиянию на прибыль компании, например, разделяя товары на группы по объёму выручки, которую они приносят. 1 В результате объекты делят на три группы: группа A (самые ценные позиции — 20% товаров, приносящих 80% прибыли), группа B (промежуточные позиции — 30% товаров, приносящие 15% прибыли) и группа C (наименее ценные позиции — 80% товаров, которые приносят 5% прибыли). 1
XYZ-анализ показывает уровень стабильности продаж, помогая сгруппировать товары по уровню равномерности и предсказуемости их продаж. 4 В результате XYZ-анализа объекты также делят на три группы: группа X (объекты с коэффициентом вариативности 0–10%, то есть спрос не меняется более чем на 10% в месяц), группа Y (объекты с коэффициентом вариативности 10–25%) и группа Z (объекты с коэффициентом вариативности больше 25%). 1
ABC- и XYZ-анализ используют вместе, потому что поодиночке они малоэффективны. 1