Возможно, имелись в виду преимущества и недостатки эксклюзивной и избирательной (селективной) сбытовой политики. 12
Эксклюзивная (исключительная) сбытовая политика предполагает, что только один посредник на определённой территории имеет право продавать товары конкретного производителя. 24 Некоторые преимущества:
- максимальный контроль за каналом продаж; 1
- возможность дифференцировать товар по качеству; 1
- контроль ценообразования; 1
- возможность устанавливать высокие цены; 1
- возможность выделить товар по престижности или уровню сервиса. 1
Однако у такой стратегии есть и недостатки:
- производитель полностью зависим от посредника на определённой территории; 2
- возникает угроза правам собственности на торговую марку; 2
- производитель отказывается от других бизнес-возможностей и минимизирует охват рынка; 2
- в ряде стран, например в США, исключительная стратегия считается нарушением законов о свободе торговли, и производитель может стать уязвимым перед судебным преследованием со стороны других посредников. 2
Селективная (избирательная) сбытовая политика подразумевает, что производитель сотрудничает только с теми посредниками, которые имеют соответствующую квалификацию, опыт и экспертизу в реализации поставляемых товаров. 2 Некоторые преимущества:
- достаточно широкий охват рынка; 1
- более жёсткий контроль посредников, чем при интенсивном сбыте; 1
- возможность предоставлять качественный сервис; 1
- меньшее количество издержек распределения, чем при интенсивном сбыте. 1
Однако у селективной стратегии есть и недостатки:
- невозможность достижения необходимого уровня охвата целевого рынка; 2
- повышение уровня зависимости производителя от посредников, так как в случае прекращения сотрудничества даже с небольшим их числом уровень продаж существенно упадёт, и производитель будет вынужден искать замену, что займёт время и силы. 2