Некоторые особенности организации трудовых поручений в разных возрастных группах детского сада:
В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат одно-два действия. 13 Например, разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки. 13 Такие задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они ещё не могут организовать труд по собственному побуждению. 1
В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно выполнить несколько действий, например, разложить кукольное бельё, собрать игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. 13 Эти задания более сложны, так как содержат элементы самоорганизации: подготовить место для работы, определить её последовательность. 13
В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. 12 Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле. 12 Большинство поручений становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5–6 участников, то есть принимают коллективный характер. 2
В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации. 1 В связи с этим воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию. 1
Содержание поручений постепенно усложняется, с возрастом предъявляются и более высокие требования к самостоятельности, качеству выполнения задания, ответственному отношению к порученному делу. 5