Поглощающий аппарат — компонент автосцепного устройства, который служит для поглощения основной части энергии удара, а также для снижения продольных растягивающих и сжимающих усилий, передающихся через автосцепку на раму рельсового подвижного состава (вагон, локомотив). 5
Некоторые особенности конструкции поглощающих аппаратов:
- Различия по типу рабочего тела. 5 Наибольшее распространение получили пружинно-фрикционные аппараты, в которых энергия гасится за счёт сильных пружин и фрикционных клиньев. 5 Для пассажирских вагонов используют резинометаллические аппараты, в которых рабочим телом являются резиновые секции, между которыми помещены металлические пластины. 5
- Работа на сжатие. 25 Усилия от автосцепки передаются через специальный тяговый хомут, благодаря которому поглощающий аппарат постоянно работает на сжатие. 5
- Требования к энергоёмкости. 5 Ввиду высоких воспринимаемых усилий при небольшом ходе автосцепки, поглощающий аппарат должен иметь высокую поглощающую способность (от нескольких десятков кДж), но при этом быть относительно компактным. 5
Работа поглощающего аппарата происходит следующим образом: 1
- При действии на автосцепку сжимающего усилия её хвостовик через упорную плиту давит на нажимной конус аппарата, а при растягивающем усилии тяговый хомут давит на основание конуса. 1
- Аппарат начинает сжиматься. 1
- Конус, перемещаясь внутрь корпуса, нажимает на клинья. 1
- Клинья прижимаются к неподвижным пластинам, и возникает трение, в результате чего происходит поглощение энергии. 1
- Когда упорная плита доходит до подвижных пластин, последние начинают перемешаться вместе с конусом, создавая дополнительное трение. 1
- Сопротивление аппарата возрастает, поглощаемая энергия увеличивается. 1
- После прекращения нажатия под воздействием пружин детали аппарата возвращаются в исходное положение, причём сила отдачи за счёт трения меньше силы отдачи сжатых пружин. 1